Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 сельского поселения» Ульчского муниципального района Хабаровского края Принято на педагогическом совете Протокол №1 от 26 августа 2022 года Утверждаю Заведующий МБДОУ детский сад №3 «_____»_______________2022год __________________М.А. Рогозина УЧЕБНЫЙ ПЛАН на 2022-2023 учебный год Пояснительная записка к учебному плану Учебный план МБДОУ детского сада № 3 сельского поселения «Село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края составлен на основании следующих нормативно-правовых актов: Учебный план МБДОУ детского сада № 3 с/п «Село Богородское» составлен на основании следующих нормативно-правовых актов: 1.Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г, вступил в силу 01.09 2013 г. 2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384) 3.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 20 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (Зарегистрирован 31.08.2020 № 59599) 5.Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детского сада № 3 с/п «Село Богородское» 6.Рабочие программы для каждой группы от 19.08.2022года. 7.Программы дополнительного образования детей, разработанные и утвержденные в МБДОУ детском саду № 3. 8.Устав МБДОУ детского сада № 3. Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с «Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ детского сада №3 с/п «Село Богородское»». НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. Язык, на котором ведется обучение – русский. Нормативный срок освоения «Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детского сада №3 с/п «Село Богородское» ( далее – ООП ДО) – 5 лет. Нормативный срок освоения «Рабочей программы» в каждой группе – 1 год. Учебный план МБДОУ детского сада № 3 с/п «Село Богородское» является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом его специфики, учебно-методического, кадрового и материально-технического оснащения. Основными задачами планирования являются: 1. Регулирование объема образовательной нагрузки. 2. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в части организации образовательного процесса в ДОУ. В структуре учебного плана ДОУ выделены две части: обязательная и вариативная. Обязательная часть реализует обязательную часть ООП ДО и представляет не менее 60% её объема. В вариативной части представлены направления, выбранные участниками образовательных отношений, для развития у детей художественно-эстетических качеств, физических и познавательных. Эти направления реализуются в организованной образовательной деятельности. Вариативная часть также представлена следующими направлениями: - региональный компонент; -парциальные программы (перечислены в содержательной части ООП ДО). В учреждении функционируют 6 групп общеразвивающей направленности. Наименования групп и численность детей в них: Первая группа раннего возраста - (1-3 года)- 13детей младшая группа -(3-4 года)-18 детей Средняя группа- (4-5 лет)- 20 детей 2 Старших группы - (5-6 лет) – 32детей Подготовительная группа-(6-7 лет)– 22 детей Итого: 105 детей Длительность пребывания детей в детском саду составляет 10 часов с 8– 00 до 18 – 00 часов, учебная деятельность преимущественно планируется в утренний отрезок времени во всех группах. Длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности организуется в соответствии с пунктами с установленными нормативами, максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в каждой группе соответствует требованиям указанным в инстктивно-методическом письме от 14.03.2000 г. №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения». Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей(математика, познавательное развитие), в расписании поставлены в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда, четверг). Для профилактики утомляемости детей в расписании образовательной деятельности по каждой группе предусмотрено сочетание периодов образовательной деятельности, требующих повышенной познавательной активности с периодами физкультурнооздоровительного и эстетического циклов. Между периодами образовательной деятельности предусмотрены перемены, а в самих периодах образовательной деятельности – физминутки и динамические паузы. Домашние задания детям дошкольного возраста не даются. Номенклатура обязательных образовательных областей сохранена.Области «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» планируются и проводятся в виде учебных игровых занятий. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля какобщем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. С основами математики дети знакомятся на одноименных занятиях, их проведение начинается со 2 младшей группы до подготовительной включительно. Формирование целостной картины мира происходит на познавательных занятиях в каждой группе еженедельно. Материал детям предлагается из разных областей: экология, ОБЖ, региональный компонент, человек в истории и культуре, элементарные естественнонаучные представления и пр. Содержание образовательной области «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Еженедельно в каждой группе организуется игровое занятие по речевому развитию, со старшего возраста – еженедельно подготовка к обучению грамоте. Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое» развитие предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Содержание образовательной области «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).Содержание также направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, их в каждой группе проводится по два в неделю. На них происходит развитие физических качеств детей (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации), накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями). Для удовлетворения у детей потребности в двигательной активности проводится по одному занятию игровой физкультурой в неделю на свежем воздухе в каждой группе (подвижные игры, соревнования, развлечения, пешие походы-экскурсии и пр.). Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Вес эти направления реализуются в совместной со взрослыми деятельности. Организованная образовательная деятельность начинается с 01.09.2022 года и заканчивается 31 мая 2023 года. Во всех содержаниях образовательных областей прослеживается системность и преемственность возрастных ступеней, планы и программы разработаны от первой группы раннего возраста до подготовительной групп с учетом возрастных особенностей детей, при реализации содержания учитываются индивидуальные особенности воспитанников. Реализация в полном объеме учебного плана обеспечена кадрами соответствующей квалификации. В детском саду в штате имеются: музыкальный руководитель, старший воспитатель. Все необходимые программы, пособия, рекомендации, позволяющие реализовать учебный план и содержание образовательных областей, в МБДОУ детском саду № 3 имеются в полном объёме. - Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности: -- в группах раннего возраста – 8-10 минут - - в младшей и средней группах – не более 15-20 минут -- в старшей группе – не более 20-25 минут -- в подготовительной группе – 25-30 минут Форма организации занятий 2 до 3 лет (подгрупповые) с 3 до 7 лет (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные ). В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности.Организация жизнедеятельности МБДОУ предусматривает, как организованные педагогами совместно с детьми (НОД, развлечения, кружки) формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей. Режим дня и сетка занятий соответствуют виду и направлению МБДОУ. Парциальные программы являются дополнением к Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой и составляют не более 40% от общей учебной нагрузки.В летний период учебные занятия не проводятся, кроме музыкального и физкультурного. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др. Вариативная часть (Модульная) учебного плана представлена через организацию дополнительных образовательных услуг Дополнительная общеразвивающая программа «Спортивные игры» - для детей 5-7 лет Реализация парциальных программ: Программа «Первые шаги» - 1-3 лет Программа «Мой Ульчский район» - 3-7лет Программа «Юный эколог» - 3-7 лет Программа «Азы финансовой грамотности» - 5-7 лет Программа «Формирование привычки самообслуживания – уход за зубами» - 4-6 лет Программа «Основы безопасности и жизнедеятельности» - 3-7 лет Программа «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста» Содержание дополнительного образования ориентировано на развитие индивидуальных способностей детей и обеспечивает высокий уровень их личностного развития. Воспитанники старшей группы посещают не более двух кружков по выбору, подготовительной – не более трех кружков, что не превышает допустимый объем общей нагрузки. Занятия по программам дополнительного образования проводятся во вторую половину дня: - с детьми четвертого года жизни – один раз в неделю не более 20 минут; - с детьми шестого года жизни – два раза в неделю (в понедельник, вторник/четверг) не более 25 минут; - с детьми седьмого года жизни – три раза в неделю (в понедельник, вторник, четверг, пятницу) не более 30 минут. Содержание вариативной части учебного плана не превышает допустимую нагрузку. Учебный план-график на 2022/2023год № п/п Возрастная группа Количество занятий в неделю 10 10 Количество занятий в год /35нед./ 340 340 Длительность занятий 1 2 Первая группа раннего возраста; вторая группа раннего возраста младшая группа 11 374 15 минут 3 Средняя группа 11 374 20 минут 4 Старшая группа 16 510 25 минут 5 Подготовительная группа 16 544 30 минут 10 минут 10 минут Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 сельского поселения «Село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края Утверждаю Заведующий МБДОУ детский сад №3 ____________________ М.А.Рогозина «______»____________________2022 год Учебный план МБДОУ детский сад № 3 с/п «Село Богородское» Базовый вид деятельности Образовательная область Вид детской деятельности НОД Количество времени в ( мин) отведенного на НОД в неделю. Первая группа раннего возраста Вторая группа раннего возраста Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготови тельная группа Физическая культура в помещении Физическая культура Двигательная Физическая культура в помещении 2/20 2/20 2/30 2/40 2/50 2/60 Физическая культура на прогулке Физическая культура Двигательная Физическая культура на прогулке 1/10 1/10 1/15 1/20 1/25 1/30 Познавательное развитие Познавательная Познавательная познавательн 1/10 1/10 2/30 2/40 ое В ходе режимных моментов, интеграция образовательных областей В ходе режимных моментов, интеграция образовательных областей В ходе режимных моментов, интеграция образовательных областей Развитие 2/20 2/20 1/15 1/20 речи 3/75 4/120 Развитие речи Социализация Труд Безопасность речевая коммуникативная 2/50 2/60 ЧХЛ Восприятие художественной литературы продуктивная Художестве нная литература Лепка В ходе режимных моментов, интеграция образовательных областей 1/10 1/10 1раз в 2 недели/20 1раз в 2 недели/20 Лепка Художественноэстетическая Рисование Художественноэстетическая Художественноэстетическая продуктивная Рисование 1/10 1/10 1/20 1/20 продуктивная Аппликация - 1раз в 2 недели/15 1раз в 2 недели/20 1раз в 2 недели/20 Музыка музыкальная музыка 2/20 10 2/20 10 2/30 10 2/40 10 1ч.40 мин 2ч.30 мин 3 ч 40 мин 2ч 45 мин 2ч 45 мин Аппликация 1в2 недели/2 5 2/25 1в2 недели/30 1в2 недели/3 0 2/50 14 1в2 недели/30 2/60 2/60 15 Итого количество НОД Всего СанПин Вариативная (модульная часть) ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ 3 ч.40мин мин 6ч 15 мин 6ч 15 мин «Юный «Юный эколог» эколог» «Мой «Мой Ульчский Ульчский район» район» «Основы «Основы безопасности безопасно и сти и жизнедеятель жизнедея ности» тельности Программа » «Ранняя «Формир профориентац ование ия детей привычки 7 час 30 7 час 30 мин мин 8ч30м 8ч30м «Спорти «Спортивн вные ые игры»; игры»; «Мой «Мой Ульчский Ульчски район» й район» «Финансов «Финанс ая овая грамотност грамотн ь» ость» «Основы «Основ безопаснос ы ти и безопасн жизнедеяте ости и льности» дошкольного возраста» Итого 1/15 мин самообсл уживания -уход за зубами» Программ а «Ранняя профорие нтация детей дошкольн ого возраста» 2/40 мин жизнеде ятельнос ти» «Форми рование привычк и самообс луживан ия-уход за зубами» Програм ма «Ранняя профори ентация детей дошколь ноговозх раста» 2/50 мин «Формиров ание привычки самообслу живанияуход за зубами» Программа «Ранняя профориен тация детей дошкольно го возхраста» 2/60